Pervyiurok.ru


Видеокурсы, видео уроки, аудио, книги...

К учебнику по Web-анимации

"Все Технические Моменты Сайтостроения в Видеоформате". Коллекция видеокурсов, которая за 36 часов и 45 минут сделает из Вас профессионала во всех технических моментах создания сайта.



Реклама:


Macromedia Flash

Программный продукт фирмы Macromedia -Flash 5 предназначен для создания мультимедийных компонентов Web-страниц. Он предлагает средства для реализации интерактивной работы с этими компонентами, дополняя Web-сайт потоковым звуком в формате МРЗ.

С помощью Macromedia Flash 5 (http: //www.macromedia . com/software/flash) можно создавать также анимированные изображения различного типа — от простейших «живых» кнопок до сложных мультипликаций. Так же, как и в ImageReady, анимация создается путем изменения содержания последовательности кадров. Поддерживаются многослойные изображения, можно задавать перемещение объекта, его вращение, изменение формы, размера, цвета, прозрачности, причем эти изменения могут выполняться как по отдельности, так и одновременно друг с другом.

При пошаговой анимации (frame-by-frame animation) в каждом кадре создается собственное изображение, как в мультфильмах, нарисованных художниками. Это существенно увеличивает размер конечного файла, так как требует сохранения всех кадров. При использовании автоматического создания промежуточных кадров (tweened animation) в конечном файле сохраняется изображение только для ключевых кадров, что позволяет сократить его размер.

Результаты анимации обычно сохраняются в виде фильмов Flash в формате SWF, которые используют векторную графику, но могут также включать точечную графику и звук. Они поддерживают интерактивность, что позволяет создавать фильмы, поведение которых зависит от реакции пользователя. Фильмы Flash компактны, быстро загружаются и масштабируются к размеру экрана зрителя.
На Web-странице с помощью Flash создаются элементы управления, анимированные заставки, длительные анимации, сопровождающиеся звуком, и даже целые интерактивные Web-страницы. Для их просмотра предназначен Flash Player, размещаемый на локальном компьютере, либо специальные компоненты, подключаемые к обозревателю.

Подробнее познакомиться с работой в программе Macromedia Flash можно в книге издательства «Питер» из серии «Краткий курс» «Macromedia Flash 5», а также готовится к изданию книга «Эффективная работа: Flash 5».

Интерфейс Macromedia Flash 5

Рис. 4.1. Вид окна Macromedia Flash

При открытии окна приложения Flash 5 на экране появляются следующие элементы интерфейса:

  • Stage (рабочий стол) — область для компоновки отдельных кадров, создания композиции из графических элементов или импортированных точечных изображений и просмотра результатов анимации;
  • Timeline (ось времени) — окно, содержащее список отдельных слоев с расположенными на них графическими объектами и их распределением во времени (на оси времени отмечен каждый кадр фильма);
  • Symbols (символы) — основные элементы фильма, как правило, многократно в нем используемые;
  • Library (библиотека) — окно со списком символов и импортированных файлов, позволяющее выполнять их организацию и сортировку;
  • Floating, dockable panels (пристыковываемые панели) — окна с набором вкладок, служащие для настройки приложения и изменения параметров элементов фильма;
  • Movie Explorer (обозреватель фильма) — дополнительно вызываемое окно для просмотра структуры фильма.

На рабочем столе отображается композиция того кадра, который отмечен Указателем текущего кадра (Playhead) в окне Timeline (Ось времени). Представленные в окне Timeline (Ось времени) слои (Layers) можно рассматривать как стопку прозрачных пленок, содержащих графические элементы. Комбинируя эти пленки между собой, можно создать общую композицию кадра. Переходя от кадра к кадру, можно изменять композицию, отдельно управляя каждым элементом в слое и редактируя его.

Рис. 4.2. Ось времени с набором слоев

На рис. 4.2 цифрами отмечены следующие элементы управления окна Timeline (Ось времени):

  1. Указатель текущего кадра (Playhead).
  2. Линейка времени (Timeline header).
  3. Кнопка раскрывающегося меню Frame View.
  4. Кнопка Center Frame.
  5. Кнопки режима Onion Skin.
  6. Указатель номера выделенного кадра.
  7. Значение частоты кадров (Frame rate).
  8. Слой направляющей Guide Layer.
  9. Пустой ключевой кадр (Empty keyframe).
  10. Покадровая анимация (Frame by frame Animation).
  11. Анимация с расчетом кадров (Tweened Animation).

Symbols (символы) — это многократно используемые элементы фильма. Ими могут быть кнопки, графика, шрифты, звуки, видеоклипы и т. п. Помещая символ на рабочий стол, создают экземпляр этого символа. Для любого элемента, появляющегося в фильме более одного раза, символы позволяют получить более компактный результирующий файл. Изменение символа влияет на все его экземпляры, но редактирование экземпляра не отражается на свойствах породившего его символа. Символы можно редактировать как непосредственно в области Stage (на рабочем столе), так и в отдельном окне. При редактировании одного символа на рабочем столе все остальные элементы остаются видимыми, но недоступными для редактирования. На оси времени остается при этом только слой, соответствующий редактируемому символу. Символы играют важную роль в создании интерактивных фильмов Flash. Так, символ кнопки может менять свой вид при наведении на него указателя мыши либо в зависимости от того, в каком месте рабочего стола будет помещен его экземпляр.

Рис. 4.3. Окно библиотеки

Library (библиотека) — это место хранения и организации в группы символов, а также импортированных файлов, включая звуковые и видеофайлы. Кроме того, в ней указываются характеристики символа, например сколько раз данный символ использован в фильме. Требуемый символ можно просто перетащить из окна библиотеки на рабочий стол, при этом будет создан экземпляр символа, наследующий все его свойства.

Рис. 4.4. Панель Info с характеристиками фигуры

Dockable panels (панели) позволяют не только просматривать, организовывать и модифицировать элементы фильма, но и задавать параметры или применять команды к каждому типу элементов. Панели можно показывать или скрывать, создавая пользовательский вариант интерфейса.

Начало работы над фильмом

Каждый раз при открытии приложения Flash создается новый файл с расширением FLA. При этом для задания таких свойств фильма, как размер, частота кадров, цвет фона и т. п. используется диалоговое окно Movie Properties (Свойства фильма).

Если окно приложения Flash уже открыто, то, чтобы начать новый фильм, следует выбрать команду File > New (Файл > Создать). Выбирая затем команду Modify > Movie (Изменить > Фильм), открываем окно Movie Properties (Свойства фильма). В поле Frame Rate (Частота кадров) этого окна задается число кадров в секунду (для Web-страниц обычно выбирают значения от 8 до 12). В полях Width (Ширина) и Height (Высота) — размер в пикселах по горизонтали и вертикали (минимально возможный равен 18 х 18, амаксимальный — 2880 х 2880). Кнопки Contents (Содержание) и Printer (Принтер) служат для согласования размера рабочего стола с его содержимым или областью печати на заданном формате бумаги.

Рис. 4.5. Задание параметров фильма в Macromedia Flash

Палитра Background color (Цвет фона) позволяет выбрать цвет фона кадров. Раскрывающийся список Ruler Units (Деления линейки) задает единицы измерения, используемые для линеек и координат объектов. Щелчок на кнопке ОК окна присваивает выбранные параметры фильму. Timeline (Ось времени) позволяет отобразить композицию любого кадра и выполнить ее редактирование. Кадры, определяющие изменения в фильме, должны быть сделаны ключевыми, что необходимо для расчета промежуточных кадров методом tweened animation. Количество рассчитываемых кадров можно менять, перетаскивая ключевой кадр вдоль оси времени.

С кадрами можно выполнять следующие операции: выделение, перемещение, копирование и вставка, удаление, преобразование в ключевые и наоборот.

Чтобы вставить кадр, выбирают команду Insert > Frame (Вставка > Кадр). Чтобы создать ключевой кадр, следует выбрать команду Insert > Keyframe (Вставка > Ключевой кадр). Для создания пустого ключевого кадра используют команду Insert > Blank Keyframe (Вставка > Пустой ключевой кадр). Аналогичные команды доступны в контекстном меню кадра, вызываемом щелчком правой кнопки мыши. Чтобы удалить кадр, ключевой кадр или последовательность кадров, их предварительно следует выделить, а затем выполнить команду Insert > Remove Frame (Вставка > Удалить кадр). Последовательность кадров можно переместить на новое место простым перетаскиванием с помощью мыши. При необходимости изменить продолжительность последовательности кадров, рассчитанной по методу tweened animation, ее ключевой кадр перемещают при нажатой клавише Alt. Чтобы скопировать кадр или последовательность кадров, следует предварительно выполнить их выделение, затем выбрать команду Edit > Copy Frames (Правка > Копировать кадры), после чего, перейдя на место вставки, выделить заменяемые кадры и выполнить команду Edit > Paste Frames (Правка > Вставить кадры).

Преобразовать ключевой кадр в обычный можно по команде Insert > Clear Keyframe (Вставка > Очистить ключевой кадр). В этом случае вся рассчитанная последовательность кадров заменяется на содержимое кадра, предшествующего ключевому.

При большом количестве объектов и значительной продолжительности фильма для управления его содержанием удобно пользоваться окном Movie Explorer (Обозревательфильма). С его помощью при работе над фильмом можно выполнять целый ряд действий:

  • поиск элементов по их названию;
  • поиск всех экземпляров определенного символа;
  • отображение свойств элемента;
  • отображение заданных категорий объектов в окне обозревателя;
  • выделение элементов для редактирования;
  • замена определенного шрифта другим во всех местах его использования;
  • копирование текста в буфер обмена для контроля его правописания в текстовом редакторе;
  • знакомство ср структурой фильма, созданного другим разработчиком;
  • печать иерархической структуры объектов фильма из окна обозревателя.

Рис. 4.6. Окно Movie Explorer

Вызов окна обозревателя фильма осуществляется по команде Window > Movie Explorer (Окно > Обозреватель фильма). Управление окном обозревателя осуществляется либо с помощью команд раскрывающегося меню, вызываемого щелчком на кнопке в правом верхнем углу окна, либо с помощью доступных в контекстном меню объектов. Для выбора категорий отображаемых объектов используются кнопки в области Show (Показ), позволяющие показать текст, символы, действия, импортированные файлы, кадры и слои. Кнопка Customize (Пользовательский) дает возможность еще более детализировать выбор с помощью диалогового окна Movie Explorer Settings (Установки обозревателя фильма). Установка флажков Show Movie Elements (Показывать элементы фильма) и Show Symbol Definitions (Показывать описания символов) соответствует отметке одноименных команд раскрывающегося меню окна.
Поле Find (Поиск) позволяет найти по названию элемент фильма, шрифт, действие, а также кадр по его номеру. Поиск проводится только по отображенным в окне обозревателя компонентам.

Выделение элемента в обозревателе сопровождается его выделением на рабочем столе, если он не заблокирован. Для выделения нескольких элементов можно использовать клавиши Shift и Ctrl. Выделение сцены отображает на рабочем столе первый кадр этой сцены.

Раскрывающееся меню окна обозревателя фильма содержит следующий набор команд:

  • Goto Location (Перейти к месту) — переход к выделенному слою, сцене или кадру;
  • Goto Symbol Definition (Перейти к описанию символа) — переход к описанию символа, выделенного в окне обозревателя;
  • Select Symbol Instances (Выделить экземпляры символа) — переход к сцене, содержащей экземпляры символа, выделенного в окне обозревателя фильма;
  • Find in Library (Поиск в библиотеке) — выбор выделенного символа в окне библиотеки;
  • Properties (Свойства) — открытие панелей, соответствующих выделенному элементу;
  • Rename (Переименовать) — изменение имени выделенного элемента;
  • Edit in Place (Правка на месте) — разрешение редактировать выделенный элемент на рабочем столе;
  • Edit in New Window (Правка в новом окне) — переход к редактированию выделенного элемента в отдельном окне;
  • Show Movie Elements (Показывать элементы фильма) — отображение сцен фильма с входящими в них элементами;
  • Show Symbol Definitions (Показывать описания символов) — отображение всех элементов, связанных с символом;
  • Copy Text to Clipboard (Копировать текст в буфер) — копирование выделенного текста в буфер обмена, откуда его можно вставить в текстовый редактор для изменения или проверки;
  • Cut (Вырезать), Сору (Копировать), Paste (Вставить) и Clear (Очистить) — выполняют указанные действия с выделенным элементом;
  • Expand Branch (Развернуть ветвь) — разворачивание дерева навигации у выделенного элемента;
  • Collapse Branch (Свернуть ветвь) — сворачивание дерева навигации у выделенного элемента;
  • Collapse Others (Свернуть другие) — сворачивание всех ветвей навигационного дерева, не содержащих выделенного элемента;
  • Print (Печать) — печать дерева навигации, отображенного в данный момент в окне обозревателя.

Для многократного использования объекта его можно преобразовать в символ, предварительно выделив его в композиции на рабочем столе. Можно также создать пустой символ и импортировать в него содержимое либо в режиме редактирования создать его содержимое вручную. Символы поддерживают всю функциональность Flash, в том числе анимацию. Использование символов для анимации позволяет создать итоговый файл минимального размера. Особенно значительный эффект получается в случае анимации с повторяющимися движениями, например взмахами крыльев птицы или насекомого.
Чтобы создать новый символ из одного или нескольких объектов на рабочем столе, следует предварительно выделить эти объекты и выполнить команду Insert > Convert to Symbol (Вставка > Преобразовать в символ). В открывшемся диалоговом окне Symbol Properties (Свойства символа) вводят имя символа и выбирают тип его поведения, устанавливая значение переключателя Behavior (Поведение): Graphic (Графика), Button (Кнопка) или Movie Clip (Видеоклип). Щелчок на кнопке О К добавляет новый символ в библиотеку, а выделенный на рабочем столе объект преобразуется в экземпляр этого символа. Дальнейшее его изменение возможно только в режиме редактирования символов.

Рис. 4.7. Окно Symbol Properties

Рис. 4.8. Окно редактирования символа

При создании пустого символа следует убедиться, что на рабочем столе ничего не выделено, после чего можно выбрать команду Insert > New Symbol (Вставка > Новый символ) либо щелкнуть на одноименной кнопке в окне библиотеки. В диалоговом окне Symbol Properties (Свойства символа) вводится имя нового символа и указывается тип его поведения. После щелчка на кнопке ОК символ добавляется в библиотеку и Flash переходит в режим его редактирования. Наполнить символ содержанием можно, используя ось времени, инструменты рисования, средства импорта, либо с помощью экземпляров других символов. Закончив наполнение символа, следует перейти в режим редактирования сцены, выбрав команду Edit > Edit Movie (Правка > Правка фильма) либо щелкнув на кнопке с ее названием в левом верхнем углу окна документа. Для многочисленных сцен можно использовать кнопку Edit Scene (Правка сцены) в правом верхнем углу окна документа, выбирая из списка нужную сцену.

Создание анимации методом расчета кадров

Анимация создается при изменении характеристик объекта в последовательности кадров: их положения, размеров, прозрачности и других свойств, причем эти изменения могут происходить одновременно. Flash поддерживает два метода создания анимации: пошаговую (frame-by-frame) и путем расчета промежуточных кадров (tweened). В последнем случае размер файла существенно уменьшается, так как Flash сохраняет только значения ключевых кадров, в которых задаются параметры объектов.

Ключевым кадром называется кадр, в котором заданы изменения анимационной сцены. Для пошаговой анимации (frame-by-frame) ключевым является каждый кадр. В анимации с расчетом промежуточных кадров (tweened) ключевые кадры определяют состояние объектов в определенные моменты, а все кадры между ними будут автоматически рассчитаны Flash. На оси времени ключевой кадр отмечен кружком, если в нем присутствуют объекты, или вертикальной чертой, если он пустой. Flash рассчитывает промежуточные кадры с учетом всех объектов, существующих в ключевых кадрах, и отмечает эту последовательность стрелкой.

Чтобы создать новый ключевой кадр, можно выбрать команду Insert > Keyframe (Вставка > Ключевой кадр) либо одноименную команду контекстного меню кадра, вызываемого щелчком правой кнопки мыши в окне оси времени.

Flash может рассчитывать промежуточные кадры для анимации двух типов:

  • анимации движения, когда задаются положение, размер и поворот объекта, группы или текстового блока в один момент времени, а затем устанавливаются их новые значения в другой момент;
  • анимации изменения формы, при которой первоначальное изображение объекта преобразуется в новое за заданный промежуток времени.

Рис. 4.9. Отметки групп кадров на оси времени

Поэтому в окне Timeline (Ось времени) группы рассчитанных кадров обозначаются различным образом. Анимация движения (motion-tweened) обозначается стрелкой на синем фоне (рис. 4.9, а) между двумя ключевыми кадрами, отмеченными точками. Анимация формы (Shape-tweened) обозначается стрелкой на зеленом фоне между двумя ключевыми кадрами, причем последний отделен вертикальной линией (рис. 4.9, б). Пунктирная линия (dashed) указывает на то, что последний ключевой кадр отсутствует (рис. 4.9, в). Одиночный ключевой кадр отмечается черной точкой, а все последующие кадры, повторяющие его содержимое, выделены серым фоном, причем последний из них отмечен пустым прямоугольником (рис. 4.9, г). Малая буква «а» указывает кадр, которому назначено одно из действий панели Actions panel (рис. 4.9, Э). Красный флажок отмечает кадр, содержащий комментарий или метку (рис. 4.9, е).

Каждый кадр фильма Flash может быть составлен из любого числа объектов, размещенных послойно. В анимации с помощью слоев можно организовать объекты так, чтобы они не мешали друг другу. При одновременной анимации нескольких групп или символов они должны быть размещены
на разных слоях. Обычно фоновый слой содержит статическую сцену, а каждый последующий слой — по одному ани-мированному объекту. В окне Timeline (Ось времени) они отображаются в виде отдельных строк. Одновременно редактируется содержимое только одного слоя.

При создании в анимации фонового изображения требуется, чтобы оно повторялось на протяжении нескольких кадров. При добавлении новых кадров в последовательность в каждом из них повторяется содержимое кадра, после которого они вставлены. Добавить группу новых кадров можно командой Insert > Frame (Вставка > Кадр), предварительно выделив крайний правый кадр последовательности. Аналогичный результат можно получить, если переместить ключевой кадр с помощью мыши, удерживая клавишу Alt, до нужной позиции на оси времени.

Создание анимации движения

Анимацию движения (motion-tweened) также можно применять к экземплярам, группам или текстовым блокам, при этом Flash поддерживает расчет промежуточных кадров при перемещении, изменении размера, поворота и скоса объектов. Дополнительно можно изменять цвет экземпляров объектов или текста, применяя градиентную смену цветов или изменяя их прозрачность. Чтобы выполнить такие изменения для группы или текстового блока, их предварительно следует преобразовать в символы командой Insert > Convert to Symbol (Вставка > Преобразовать в символ). При этом преобразуемый объект становится экземпляром этого символа.

Создать анимацию движения можно двумя способами:

  • Создать начальный и конечный ключевые кадры и для начального кадра установить значение Motion (Движение) в раскрывающемся списке Tweening (Расчет) на панели Frame (Кадр).
  • Создать начальный ключевой кадр, затем выполнить команду Insert > Create Motion Tween (Вставка > Рассчитать движение) и переместить объект в новую позицию на сцене. При этом Flash автоматически создаст заключительный ключевой кадр.

Рис. 4.10. Результат расчета промежуточных кадров анимации

При каждом изменении положения ключевых кадров либо изменении их содержимого Flash автоматически рассчитывает промежуточные кадры.

Рассмотрим последовательность действий при создании анимации движения с помощью задания параметров на панели Frame (Кадр):

  1. Выделяем имя слоя, чтобы сделать его текущим, и выделяем один из ключевых кадров слоя, где должна начаться анимация.
  2. Создаем на рабочем столе экземпляр, группу или текстовый блок либо перетаскиваем экземпляр символа из окна библиотеки. Рисованный объект следует преобразовать в символ.
  3. Создаем завершающий ключевой кадр, определяющий длину последовательности кадров.
  4. Чтобы изменить экземпляр, группу или текстовый блок в последнем кадре, можно выполнить следующее: переместить их в новую позицию, изменить размер, угол поворота или скоса, изменить цвет экземпляра или текста.
  5. Выполняем команду Window > Panels > Frame (Окно > Панели > Кадр), чтобы открыть панель Frame (Кадр). В раскрывающемся списке Tweening (Расчет) выбираем значение Motion (Движение).
  6. При изменении размера объекта следует установить флажок Scale (Масштабировать).
  7. Значение Easing (Плавность) задаем в диапазоне от -100 до 100, определяя тем самым скорость изменений во времени. Отрицательные значения соответствуют медленным изменениям вначале и быстрым в конце. Положительные — быстрым вначале и замедляющимся к концу анимации. По умолчанию скорость постоянна. Регулировка производится ползунком, открывающимся щелчком на стрелке.
  8. Вращение можно задать выбором значения из раскрывающегося списка Rotate (Поворот). По умолчанию вращения нет. Значение CW соответствует вращению по часовой стрелке, a CCW — против, с указанием требуемого числа оборотов. Это вращение будет добавлено к повороту объекта, заданному на шаге 4.
  9. Флажок Orient to Path (Ориентация на траекторию) устанавливается в случае, если задана криволинейная траектория движения.
  10. Флажок Synchronize (Синхронизировать) позволяет синхронизировать число кадров анимации с числом экземпляров графики, если они различны.
  11. При заданной траектории движения флажок Snap (Привязка) фиксирует на ней анимируемый экземпляр.

Рис. 4.11. Выбор параметров анимации движения

Рассмотрим последовательность действий при создании анимации по команде Create Motion Tween (Рассчитать движение):

  1. Выделяем пустой ключевой кадр и изображаем на рабочем столе объект или перетаскиваем на него экземпляр символа из окна библиотеки.
  2. Выполняем команду Insert > Create Motion Tween (Вставка > Рассчитать движение). Изображенный на первом шаге объект будет автоматически преобразован в символ, которому присвоено имя tweenl. Последующим объектам будут присваиваться имена tween2, tween3 и т. д.
  3. Щелчком указываем кадр, где должна завершиться анимация, и выполняем команду Insert > Frame (Вставка > Кадр).
  4. Перемещаем объект, экземпляр или блок текста в желаемую позицию. Изменяем его размер и угол поворота, если это требуется. После всех изменений снимаем с объекта выделение. В конце последовательности кадров автоматически появляется ключевой кадр.
  5. Выделяем конечный ключевой кадр последовательности и выполняем команду Window > Panels > Frame (Окно > Панели > Кадр). На открывшейся панели Frame (Кадр) автоматически должно появиться значение Motion (Движение).
  6. Если был изменен размер, то следует установить флажок Scale (Масштабировать).
  7. Значение Easing (Плавность) задается в диапазоне от -100 до 100, определяя скорость изменений во времени. Отрицательные значения соответствуют медленным изменениям вначале и быстрым в конце. Положительные — быстрым вначале и замедляющимся к концу анимации. По умолчанию скорость постоянна. Регулировка производится ползунком, открывающимся щелчком на стрелке.
  8. Вращение задается выбором значения из раскрывающегося списка Rotate (Поворот). По умолчанию указывается значение Auto (Автоматически), определяемое поворотом объекта на шаге 4. Значение CW соответствует вращению по часовой стрелке, a CCW — против, с указанием требуемого числа оборотов. Это вращение будет добавлено к повороту, заданному на шаге 4.
  9. Флажок Orient to Path (Ориентация на траекторию) устанавливается в случае, если задана криволинейная траектория движения.
  10. Флажок Synchronize (Синхронизировать) позволяет синхронизировать число кадров анимации с числом экземпляров графики, если они различны.
  11. При заданной траектории движения флажок Snap (Привязка) фиксирует на ней анимируемый экземпляр.

Задание движения по траектории

Специальные слои направляющих позволяют задавать траектории движения для анимируемых экземпляров, групп или текстовых блоков. С одним слоем направляющей можно связать несколько слоев объектов, чтобы все объекты двигались по одной траектории. Связанный со слоем направляющей обычный слой становится ведомым.

Рис. 4.12. Привязка объекта к траектории

Рассмотрим последовательность действий при создании анимации с движением объекта по заданной траектории:

  1. Создадим анимацию движения одним из способов, рассмотренных ранее.
  2. При установке флажка Orient to Path (Ориентация на траекторию) базовая линия группы анимируемых объектов будет двигаться параллельно заданной траектории. Для фиксации на траектории регистрационной точки объекта устанавливается флажок Snap (Привязка).
  3. Выполняем команду Insert > Motion Guide (Вставка > Траектория движения). Flash создаст над выделенным слоем новый слой со значком направляющей слева от имени.
  4. Используем любой инструмент для рисования, чтобы изобразить желаемую траекторию. В первом кадре зафиксируем объект в начальной точке линии, а в последнем кадре—в конце линии, перемещая объект с помощью мыши за его регистрационную точку.
  5. Чтобы сделать траекторию невидимой, следует щелкнуть на пересечении строки направляющего слоя и отмеченного значком глаза столбца.

Рис. 4.13. Движение по заданной траектории

Рис. 4.14. Окно Layer Properties

Чтобы связать слой с существующим слоем направляющей, можно выполнить одно из следующих действий:

  • Переместить слой с объектами под слой с направляющей. Все анимированные объекты на нем автоматически привязываются к траектории, на что указывает сдвиг названия слоя вправо.
  • Создать новый слой под слоем направляющей. Объекты, размещенные на этом слое, к которым будет применена анимация методом расчета кадров (tweened), автоматически привязываются к траектории.
  • Выделить слой под слоем с направляющей и выполнить команду Modify > Layer (Изменить > Слой) с выбором значения Guided (Управляемый) для типа слоя в диалоговом окне Layer Properties (Свойства слоя).
  • Щелкнуть на слое при нажатой клавише Alt.

Чтобы разорвать связь слоя со слоем направляющей, выполните одно из следующих действий:

  • Выделите слой, связь которого надо разорвать, и перетащите его выше слоя направляющей.
  • Выполните команду Modify > Layer (Изменить > Слой) с выбором значения Normal (Обычный) для типа слоя в окне Layer Properties (Свойства слоя).
  • Щелкните на слое при нажатой клавише Alt.

Анимация формы

Метод расчета промежуточных кадров (shapes-tweened) позволяет преобразовывать одну форму в другую, изменяя при этом ее размер, положение и цвет. При создании анимации формы следует учесть, что Flash не может выполнить такую анимацию для групп, символов, текстовых блоков и растровых изображений.

Анимация формы фигур позволяет создать эффект метаморфозы, когда одна форма превращается в другую. Для управления этими изменениями служат специальные идентификаторы формы (shape hints), которые позволяют создавать сложные изменения и превращения отдельных частей исходной фигуры в новые. Идентификаторы формы отмечают отдельные точки фигуры до и после изменения ее формы. Каждая из них обозначается буквой латинского алфавита, что позволяет задать до 26 идентификаторов. Таким образом можно создать изменение выражения нарисованных лиц, превращения одних животных в других и т. п. Для фигур сложной формы желательно задать промежуточные состояния в виде дополнительных ключевых кадров, что позволит контролировать фазы превращения. Лучше все анимируе-мые фигуры размещать в отдельных слоях, хотя можно выполнять одновременную анимацию для слоя, содержащего сразу несколько фигур.

Рис. 4.15. Преобразование формы: автоматическое и с использованием идентификаторов

Для применения анимации формы (shapes-tweened) к группам, символам, текстовым блокам и растровым изображениям их предварительно следует преобразовать командой Modify > Break Apart (Изменить > Разбить на части). По этой команде разрывается связь между экземпляром и символом, превращая экземпляр в набор несвязанных линий и фигур, что позволяет изменять его, не оказывая воздействия на другие экземпляры. Изменения символа в дальнейшем также не будут влиять на данный экземпляр.

Рассмотрим последовательность действий при создании анимации формы:

  1. Выделим слой и пустой ключевой кадр на нем, с которого начнется анимация.
  2. Создадим объект для первого кадра последовательности с помощью любого инструмента рисования.
  3. Выделим требуемый заключительный кадр последовательности и превратим его в ключевой.
  4. Создаем новый объект в этом кадре, к которому должен быть преобразован исходный объект.
  5. Выполним команду Window > Panels > Frame (Окно > Панели > Кадр), чтобы открыть панель Frame (Кадр).
  6. Из раскрывающегося списка Tweening (Расчет) выбирем значение Shape (Форма).
  7. Зададим значение Easing (Плавность) в диапазоне от -100 до 100, определяя скорость изменений во времени. Отрицательные значения соответствуют медленным изменениям вначале и быстрым в конце. Положительные — быстрым вначале и замедляющимся к концу анимации. По умолчанию скорость постоянна. Регулировка производится ползунком, открывающимся щелчком на стрелке.
  8. В раскрывающемся списке Blend (Переход) выбираем значение Distributive (Распределенный) — для гладких промежуточных форм или значение Angular (Острый) — для сохранения четких углов и прямых линий в промежуточ ных формах. Последнее значение применимо только к формам, имеющим острые углы и прямые линии, в противном случае автоматически будет задано значение Distributive (Распределенный).

Рис. 4.16. Задание параметров анимации формы

Чтобы контролировать сложные превращения формах, используют идентификаторы формы (shape hints). Они определяют точки, которые в исходной и завершающей формах должны соответствовать друг другу.

Идентификаторы формы (shape hints), помеченные буквой латинского алфавита, представлены желтым цветом в начальном и зеленым цветом в конечном ключевых кадрах. Красный цвет идентификатора означает, что он расположен не на кривой и не может участвовать в трансформации. При использовании идентификаторов формы следует придерживаться нескольких правил:

  • Идентификаторы располагают на фигуре в определенной последовательности, например против часовой стрелки, начиная с левого верхнего угла объекта.
  • Порядок идентификаторов должен сохраняться как в начальном положении фигуры, так и в конечном положении, чтобы не нарушалась их логическая последовательность (например, если на первом ключевом кадре abc, на следующем не должно быть acb).
  • Для фигур сложной формы создаются дополнительные ключевые кадры, определяющие этапы состояния фигуры, с расчетом промежуточных кадров между ними.

Рис. 4.17. Изменение цвета идентификаторов при правильном размещении

Чтобы использовать идентификаторы формы, выполняют следующие действия:

  1. Выделяют первый ключевой кадр в последовательности и выполняют команду Modify > Transform > Add Shape Hint (Изменить > Трансформировать > Добавить идентификатор). На объекте появится первый идентификатор красного цвета с буквой внутри.
  2. Идентификатор перемещают в точку на контуре фигуры, которую хотят отметить.
  3. Выделяют конечный ключевой кадр последовательности, на котором идентификатор красного цвета устанавливают в точку на контуре фигуры, в которую должна перейти первоначальная, при этом идентификатор изменяет свой цвет на зеленый.
  4. Выполняют просмотр фильма, чтобы убедиться, что форма изменяется желаемым образом. В противном случае перемещают идентификатор для более точной настройки изменения формы.
  5. Повторяют процесс, добавляя новые идентификаторы (b, с и т. д.).

Если идентификаторы формы не отображаются на экране, то выполняют команду View > Show Shape Hints (Вид > Показать идентификаторы формы), которая доступна, если выделенный слой и ключевой кадр содержат идентификаторы формы.

Использование идентификаторов формы позволяет не только выполнять анимацию формы, но и создавать дополнительные эффекты, например вращение.

Лишний идентификатор формы, размещенный на фигуре, можно удалить, щелкнув по нему правой кнопкой мыши и выбрав из контекстного меню команду Remove Hint (Удалить идентификатор). Делать это следует на первом ключевом кадре последовательности. Для удаления всех идентификаторов формы достаточно выполнить команду Modify > Transform > Remove All Hints (Изменить > Трансформировать > Убрать все идентификаторы).

Как уже отмечалось, Flash при создании анимации формы не может выполнить ее расчет для групп, символов, текстовых блоков и растровых изображений. В этих случаях приходится пользоваться пошаговой (покадровой) анимацией, что существенно увеличивает размер конечного файла, но дает простор для воображения и позволяет с помощью последовательности изображений выполнять любые превращения.

Рис. 4.18. Пример покадровой анимации с использованием рисунков

Редактирование анимации

При редактировании анимации можно перемещать кадры как в текущем слое, так и между слоями. Однако на рабочем столе редактировать можно только ключевые кадры. Промежуточные кадры, рассчитанные компьютером, можно видеть, но в них нельзя вносить изменения. Они будут меняться только при изменении управляющих ими ключевых кадров или при добавлении новых ключевых кадров в последовательность.

Рис. 4.19. Одновременное отображение ключевых кадров при анимации формы

Для отображения и редактирования нескольких кадров одновременно следует использовать режим кальки (onion skin), позволяющий увидеть содержимое нескольких последовательных кадров. Этот режим особенно удобен при редактировании пошаговой анимации. Чтобы его активизировать, нужно выполнить щелчок по кнопке Onion Skin (Режим кальки) окна. В этом режиме текущий кадр отображается ярко, а все остальные — как полупрозрачные с наложением друг на друга. Редактировать при этом можно только текущий кадр. Чтобы обеспечить доступ ко всем кадрам, отмеченным маркерами диапазона, следует щелкнуть по кнопке Edit Multiple Frames (Правка нескольких кадров), также расположенной в окне Timeline (Ось времени).

При перемещении текущего кадра одновременно изменяется положение маркеров диапазона отображаемых полупрозрачных кадров. Ухватив указателем мыши один из маркеров, можно расширить диапазон в ту или иную сторону. Чтобы избежать путаницы при большом количестве слоев, можно блокировать или скрыть те слои, содержание которых не требуется отображать в данный момент. Заблокированные слои, отмеченные значком замка в окне оси времени, не отображаются в режиме кальки.
Для изменения момента появления объекта или его превращения следует перетащить мышью в новую позицию на временной оси ключевой кадр или всю последовательность. При необходимости можно скопировать выделенную последовательность кадров, это действие выполняется с помощью мыши при нажатой клавише Alt.

Можно также выполнить изменение порядка следования анимированных кадров на противоположный, для чего следует выделить кадры последовательности в одном или нескольких слоях и выполнить команду Modify > Frames > Reverse (Изменить > Кадры > Обратный). В этом случае в начале и в конце выделенной последовательности обязательно должны присутствовать ключевые кадры.

В окне Timeline (Ось времени) имеются следующие кнопки, управляющие режимом кальки:

Рис. 4.20. Кнопки управления режимом кальки

  • Кнопка Onion Skin (Режим кальки) включает отображение на рабочем столе содержимого группы кадров, заключенных между маркерами диапазона Start Onion Skin и End Onion Skin, расположенными на оси времени.
  • Кнопка Onion Skin Outlines (Контуры на кальке) задает отображение контуров объектов группы кадров, заключенной между маркерами диапазона.
  • Кнопка Edit Multiple Frames (Правка нескольких кадров) делает доступным для редактирования содержимое всех кадров диапазона.
  • Кнопка Modify Onion Markers (Изменить маркеры диапазона) открывает меню со следующими командами для изменения представления маркеров диапазона:
    • Always Show Markers (Всегда отображать маркеры) — отображает положение маркеров диапазона в заголовке оси времени и при выключенном режиме кальки (onion skin);
    • Anchor Onion Marks (Закрепить маркеры) — блокирует маркеры диапазона на текущей позиции, что препятствует их обычному перемещению вместе с указателем текущего кадра;
    • Onion 2 (показать два кадра) — включает в диапазон по 2 кадра с каждой стороны от указателя текущего кадра;
    • Onion 5 (показать пять кадров) — включает в диапазон по 5 кадров с каждой стороны от указателя текущего кадра;
    • Onion All (показать все кадры) — включает в диапазон все кадры фильма.

При работе над фильмом может возникнуть необходимость переместить всю анимацию в новое положение на рабочем столе. В этом случае, чтобы избежать повторного размещения и выравнивания объектов, их следует перемещать все вместе и одновременно. Предварительно необходимо разблокировать все слои анимации (для заблокированных слоев перемещения объектов не произойдет). Затем щелчком на кнопке Edit Multiple Frames (Правка нескольких кадров) задают режим редактирования всех кадров диапазона и перемещают маркеры диапазона в нужное положение. Например, для выбора всех кадров щелкают по кнопке Modify Onion Markers (Изменить маркеры диапазона) и выбирают команду Onion All (Показать все кадры). Далее выделяют все объекты командой Edit > Select All (Правка > Выделить все) и перемещают всю анимацию в новую позицию на рабочем столе.

Добавление к анимации звука

Теперь, когда мы научились создавать движущееся изображение, можно добавить к нему звук. Macromedia Flash позволяет назначить объекту звук-событие либо использовать потоковый звук. Их воспроизведение по-разному реализуется при просмотре Web-страницы в Интернете. Воспроизведение звука-события начинается только после его полной загрузки на локальный компьютер и продолжается до тех пор, пока его специально не остановят. Потоковый звук начинает воспроизводиться сразу после загрузки такого объема данных, который достаточен для озвучивания первых нескольких кадров анимации, и продолжает воспроизводиться по мере дальнейшей загрузки, при этом звук синхронизируется с временной диаграммой на Web-сайте. Таким образом, воспроизведение звука совместно с анимацией может быть сделано непрерывным, не зависящим от распределения кадров на оси времени, либо его можно синхронизировать с поведением объектов.

Озвучивание фильма в Macromedia Flash предполагает создание отдельного слоя для звука, назначение ему звукового файла и задание параметров звука на панели Sound (Звук). Создать звуковой слой можно обычной командой Insert > Layer (Вставка > Слой). Каждый звук размещается в отдельном слое, и каждый такой слой работает подобно звуковому каналу. При воспроизведении фильма звуки на всех слоях воспроизводятся вместе.

Полоса частот и степень сжатия звукового файла существенно влияют на качество и размер звуковых данных в готовом фильме. Macromedia Flash может импортировать звуковые файлы форматов WAV, AIFF и AU, сохраняя их в библиотеке наряду с растровыми изображениями и символами. Так как звуковые файлы занимают значительный объем памяти, то желательно использовать файлы, оптимальные по качеству. Macromedia Flash работает с 8- или 16-разрядными звуками с полосой 11,22 или 44 кГц (для стереозвука потребуется в два раза больше места, чем для моно). При импорте звука, полоса которого не кратна 11, звучание может стать выше или ниже, чем в оригинале, из-за его преобразования. Чтобы размер выходного файла Macromedia Flash не оказался очень большим, следует придерживаться следующих принципов:

  • многократное воспроизведение одного звука с помощью цикла позволяет создать звуковой фон значительной длительности;
  • использование звуковых эффектов, применяемых к одному звуковому файлу, позволяет разнообразить его звучание;
  • исключение пауз между звуками позволяет устранить сохранение лишней информации.

Управление параметрами воспроизведения звукового файла выполняется на панели Sound (Звук), где доступен набор следующих установок.

Рис. 4.21. Панель Sound для присоединенного звукового файла

В раскрывающемся списке Sync (Синхронизация) представлены четыре варианта событий:

  • Event ( Событие) — позволяет синхронизировать звук с событием; воспроизведение начинается с синхронизированным кадром и продолжается независимо от временной диаграммы даже при остановке самого фильма (звуки-события при воспроизведении опубликованного фильма смешиваются);
  • Start (Начать) — обеспечивает аналогичные функции, однако при возникновении события запускается новый экземпляр звука, даже если он уже воспроизводится;
  • Stop (Остановить) — позволяет остановить воспроизведение указанного звукового файла;
  • Stream (Поток) — позволяет синхронизировать звук с временной диаграммой на Web-сервере, при этом кадры анимации, которые Flash не успевает прорисовывать, могут пропускаться (такой звук останавливается при остановке анимации; при воспроизведении опубликованного фильма потоковые звуки также смешиваются).

В поле ввода Loops (Цикл) задается число повторений воспроизведения звука. Если длина звука мала, то для его непрерывного воспроизведения в течение всего фильма можно задать достаточно большое число повторений.

Раскрывающийся список Effect (Эффект) позволяет назначить звуковому файлу некоторые эффекты:

  • None (Нет) — отменяет все ранее назначенные эффекты;
  • Left Channel (Левый канал) — воспроизводит звук только в левом канале;
  • Right Channel (Правый канал) — воспроизводит зв^к только в правом канале;
  • Fade Left to Right (С левого в правый) — звук «перетекает» с левого канала на правый;
  • Fade Right to Left (С правого в левый) — звук «перетекает» с правого канала на левый;
  • Fade In (Нарастание) — постепенное нарастание громкости в процессе воспроизведения;
  • Fade Out (Затухание) — постепенное уменьшение громкости в процессе воспроизведения;
  • Custom (Пользовательский) — позволяет назначить собственный звуковой эффект.

Рис. 4.22. Регулировка уровня звука в окне Edit Envelope

Щелчок на кнопке Edit (Правка) открывает дополнительное окно Edit Envelope (Правка звука), в котором можно изменить выбранный эффект и вручную задать уровень громкости звука и моменты начала и конца его воспроизведения. Для каждого из каналов (верхний — левый, нижний — правый) можно задать до восьми маркеров настройки громкости, перемещением которых регулируют уровень звука в канале. Специальные бегунки Time In (Начальный момент) и Time Out (Конечный момент), расположенные на оси числа кадров или времени, задают участок звукового файла, подлежащий воспроизведению. Невыделенная часть звукового файла не сохраняется в фильме, что уменьшает общий размер его файла.

Рис. 4.23. Определение параметров экспорта отдельного звукового файла

Для каждого звукового файла можно также задать свои параметры компрессии в зависимости от его качества и требуемого размера будущего файла фильма Macromedia Flash. Для этого в диалоговом окне Library (Библиотека) следует выделить нужный звук и щелчком на кнопке Properties (Свойства) открыть окно Sound Properties (Свойства звука). В этом окне раскрывающийся список Compression (Сжатие) содержит следующие варианты (рис. 4.23):

  • Default (По умолчанию) — используются параметры по умолчанию, заданные в окне Publish Settings (Параметры публикации);
  • ADPCM — применяется для экспорта коротких звуков-событий, устанавливая параметры сжатия для 16-разрядного звука;
  • МРЗ — применяется для экспорта длительных потоковых звуков, устанавливая параметры сжатия МРЗ;
  • RAW — экспорт звука без сжатия.

В зависимости от выбранного варианта становятся доступными для установки еще несколько параметров:

  • флажок Convert Stereo to Mono (Конвертировать стерео к моно) позволяет преобразовать стереозвук в монофонический;
  • раскрывающийся список Sample Rate (Частота дискретизации) позволяет выбрать полосу частот для звуков экспортируемого файла (5 кГц — речь, 11 кГц — короткие звуки, 22 кГц — для Web-сайтов, 44 кГц — качество компакт-диска), но не выше полосы оригинала;
  • раскрывающийся список ADPCM Bits позволяет выбрать число битов, используемое в кодировании ADPCM (от 2 до 5);
  • раскрывающийся список Bit Rate позволяет выбрать максимальную скорость передачи звуковой информации в битах, выполняемую при кодировании МРЗ (рекомендуется 16 Кбит/с и выше);
  • раскрывающийся список Quality (Качество) позволяет задать один из трех вариантов: Fast (Быстрый), Medium (Средний), Best (Наилучший). Первый пригоден для публикации на Web-сайте, остальные для публикации фильма на локальном диске или компакт-диске).

Следует отметить, что при экспорте фильма Flash в форматы Quick Time или Windows AVI ограничения на использование звуковых файлов снимаются, так как в этом случае звуки объединяются в одну звуковую дорожку. Поэтому для создания фильмов подобного формата можно использовать произвольное число исходных файлов. Для связи звука и изображения следует использовать потоковую синхронизацию. Если компьютер, на котором воспроизводится фильм, не будет успевать прорисовывать все кадры, то часть из них будет просто пропущена.

Сохранение файла с анимацией

Файлы Flash сохраняются в формате FLA по команде File > Save (Файл > Сохранить) под ранее выбранным именем либо по команде File > Save As (Файл > Сохранить как) для указания нового имени и месторасположения. При необходимости вернуться к последней сохраненной версии файла можно воспользоваться командой File > Revert (Файл > Возврат).

При работе над анимацией предварительный просмотр текущей сцены выполняется по команде Control > Play (Управление > Воспроизвести) либо по нажатию клавиши Enter. Для удобства возврата к началу анимации и пошаговому просмотру можно вывести на экран панель Controller (Контроллер), содержащую набор кнопок управления. Для этого следует выполнить команду Window > Toolbars > Controller (Окно > Панели инструментов > Контроллер). Пошаговый просмотр возможен не только с помощью команд меню Control (Управление): Step Forward (Шаг вперед) и Step Backward (Шаг назад), но также и щелчком на одноименных кнопках панели Controller либо нажатием клавиш < и > клавиатуры.

Рис. 4.24. Панель Controller

Для непрерывного воспроизведения анимации выполняют команду Control > Loop Playback (Управление > Повтор воспроизведения), а для проигрывания всех сцен фильма — команду Control > Play All Scenes (Управление > Воспроизведение всех сцен). Если при предварительном просмотре не нужно воспроизводить звук, то выполняют команду Control > Mute Sounds (Управление > Отключить звук). Для интерактивной анимации используют команды меню Control (Управление): Enable Simple Frame Actions (Активизировать действия кадра) или Enable Simple Buttons (Активизировать кнопки), активизирующие режим взаимодействия с пользователем. Так как многие интерактивные функции нельзя проверить в режиме предварительного просмотра без экспертов окончательный формат фильма, то для их тестирования предусмотрена команда Control > Test Movie (Управление > Проверить фильм) или Control > Test Scene (Управление > Проверить сцену), по которым создается файл SWF и проигрывается в отдельном окне с помощью проигрывателя Flash player. При создании файла SWF используется набор параметров по умолчанию, установленный в окне Publish Settings (Параметры публикации), и файл сохраняется в той же папке, что и файл FLA.

Дополнительно можно проверить фильм в окне обозревателя, для чего следует выполнить команду File > Publish Preview > HTML (Файл > Просмотр публикации > HTML).

Опубликование фильма Flash в Интернете — это двухэтапный процесс. Первоначально по команде File > Publish Settings (Файл » Параметры публикации) выбираются тип файла и его параметры. Затем по команде File > Publish (Файл > Публиковать) выполняется создание фильма в выбранном формате.

Диалоговое окно Publish Settings (Параметры публикации) позволяет выбрать также параметры для создания отдельных файлов изображений, включенных в анимацию, в том числе GIF, JPEG или PNG, и сохранить эти установки вместе с файлом фильма.

В зависимости от установок окна Publish Settings (Параметры публикации) по команде Publish (Публиковать) создаются результирующие файлы следующих типов:

  • Фильм Flash для Интернета (файл SWF).
  • При отсутствии Flash Player используются альтернативные форматы (GIF, JPEG, PNG или QuickTime).
  • Поддержка HTML-документов требует для показа фильма (или альтернативных изображений), контроля его параметров в обозревателе.
  • При наличии программ воспроизведения фильмов на платформах Windows или Macintosh либо в формате QuickTime можно сохранить фильмы Flash в файлах EXE, HQX или MOV соответственно.

Параметры этих файлов предварительно задаются в окне Publish Settings (Параметры публикации), вызываемом по команде File > Publish Settings (Файл > Параметры публикации). По умолчанию в нем установлены флажки для файлов SWF и HTML. Поэтому в окне имеются вкладки для определения их параметров. Выбор дополнительных форматов файлов открывает новые вкладки в окне Publish Settings (Параметры публикации), позволяя установить параметры сохранения и для них.

Рис. 4.25. Выбор типов файлов в окне Publish Settings

Так как HTML-код требуется для воспроизведения на Web-странице любого формата файла, то эта вкладка всегда активизирована и на нее помещаются нужные команды вызова в соответствии с заданными форматами.

Рис. 4.26. Выбор параметров для файла SWF

Рис. 4.27. Выбор параметров для файла HTML

Сохранить результирующие файлы можно в одной папке с именем, выбранным по умолчанию, либо по отдельности в разных папках и под разными именами. После задания всех параметров можно перейти непосредственно к созданию требуемых файлов, щелкнув на кнопке Publish (Публиковать), либо сохранить эти установки, закрыв окно щелчком на кнопке ОК.

Практикум

В упражнениях рассмотрено создание анимации движения и изменения формы, а также присоединение к анимации звуковых файлов и сохранение фильма со звуком.

Упражнение 4.1. Анимация движения

  1. Запускаем Macromedia Flash. Если в окне не отображается временная диаграмма, то по команде View > Timeline (Вид > Ось времени) выводим ее на экран.
  2. Создадим на столе объект, например цветной круг. Выделим его и по команде Insert > Create Motion Tween (Вставка > Рассчитать движение) преобразуем в символ Flash с именем по умолчанию tweenl.
  3. На временной диаграмме выделяем последний кадр будущей последовательности, например 15, и выполняем команду Insert > Frame (Вставка > Кадр).
  4. Переместим объект в новую позицию на рабочем столе, при этом будет создан новый ключевой кадр в конце последовательности, а на временной диаграмме между ключевыми кадрами появится стрелка.
  5. По команде Windows > Panel > Frame (Окно > Панели > Кадр) открываем панель Frame (Кадр), в которой задаются свойства анимации движения, — в раскрывающемся списке Tweening (Расчет) должно быть значение Motion (Движение).
  6. Нажатие клавиши Enter или выбор команды Control > Play (Управление > Воспроизвести) запускает просмотр анимации.

Упражнение 4.2. Анимация формы

  1. Запускаем Macromedia Flash. Если программа активна, то щелчком по кнопке New (Создать) либо выбором команды File > New (Файл > Создать) создадим новый фильм. Для отображения на экране временной диаграммы выполняем команду View > Timeline (Вид > Ось времени).
  2. Активизируем слой и выделяем на нем пустой ключевой кадр для создания будущей анимации.
  3. На рабочем столе изображаем исходную фигдоу с помощью любых инструментов рисования, предлагаемых Flash, учитывая, что можно будет изменять не только ее форму, но и цвет, и ее положение. В примере на рис. 4.19 это красный овал.
  4. Пропустив определенное число кадров, например 15, по команде Insert > Key Frame (Вставка > Ключевой кадр) задаем второй ключевой кадр, в котором изобразим конечное состояние фигуры. В примере это зеленый прямоугольник.
  5. Для первого ключевого кадра выделим объект на рабочем столе и выбором команды Modify > Frame (Изменить > Кадр) откроем панель Frame (Кадр), в которой в списке Tweening (Расчет) зададим тип анимации Shape (Форма).
  6. Нажатие клавиши Enter или выбор команды Control > Play (Управление > Воспроизвести) запускает просмотр созданной анимации.

Упражнение 4.3. Анимация с использованием идентификаторов

  1. Запускаем Macromedia Flash. Если программа активна, то щелчком по кнопке New (Создать) либо выбором команды File > New (Файл > Создать) создадим новый фильм. Для отображения на экране временной диаграммы выполняем команду View > Timeline (Вид > Ось времени).
  2. Изобразим на столе объект, например желтый круг.
  3. Пропустив определенное число кадров, например 15, по команде Insert > Keyframe (Вставка > Ключевой кадр) зададим второй ключевой кадр, на котором изобразим конечное состояние фигуры. В примере это синий круг такого же размера в той же позиции стола.
  4. В первом ключевом кадре выделяем круг и открываем панель Frame (Кадр) выбором команды Modify > Frame (Изменить > Кадр). В раскрывающемся списке Tweening (Расчет) зададим тип анимации Shape (Форма). При просмотре такой анимации круг будет лишь постепенно менять свой цвет.
  5. Снова выделим первый ключевой кадр и выполним команду Modify > Transform Add Shape Hints (Изменить > Трансформировать > Добавить идентификатор). В центре фигуры появится начальный идентификатор — красный кружок, помеченный буквой «а». Если команда Add Shape Hints (Добавить идентификатор) недоступна, то предварительно следует выполнить команду View > Show Shape Hints (Вид > Показать идентификаторы формы).
  6. Переместим идентификатор «а» на левый край окружности и повторим команду Add Shape Hints (Добавить идентификатор). Новый идентификатор «6» переместим на правый край окружности (рис. 4.28).
  7. Выделим конечный кадр и в нем разместим идентификаторы в обратном порядке. Если они размещены точно на окружности, то их цвет изменится на зеленый. Цвет соответствующих идентификаторов в первом кадре станет желтым (рис. 4.29).
  8. Нажатие клавиши Enter или выбор команды Control > Play (Управление > Воспроизвести) запускает просмотр созданной анимации. Теперь круг будет не только менять цвет, но и вращаться относительно вертикальной оси.
  9. Команда File > Save (Файл > Сохранить) позволяет сохранить файл анимации с расширением FLA для дальнейшей работы над ней.

Рис. 4.28. Размещение идентификаторов формы в первом кадре

Рис. 4.29. Размещение идентификаторов формы в конечном кадре

Упражнение 4.4. Создание последовательности кадров для пошаговой анимации

  1. Щелчком по кнопке New (Создать) либо выбором команды File> New (Файл > Создать) создадим новый фильм. Для отображения на экране временной диаграммы выполняем команду View >Timeline (Вид > Ось времени).
  2. В окне Timeline (Ось времени) выделяем слой и кадр, с которого начнется анимация. Если кадр не является ключевым, то выполняем команду Insert > Keyframe (Вставка > Ключевой кадр).
  3. Помещаем на стол изображение первого кадра последовательности. Это можно сделать с помощью инструментов рисования, импорта готового изображения или вставки графики из буфера обмена.
  4. Щелчком правой кнопки мыши по следующему кадру этого же слоя открываем контекстное меню и выполняем команду Insert Keyframe (Вставить ключевой кадр). Таким образом, в последовательность добавляется новый ключевой кадр с таким же, как и в первом кадре, содержанием.
  5. Изменим содержание этого кадра нужным образом (можно также импортировать следующее изображение, подготовленное в каком-либо графическом редакторе), что дает следующий кадр будущей анимации.
  6. Повторяем шаги 4 и 5 до тех пор, пока не будет сформировано необходимое превращение. Воспроизведение анимации с помощью клавиши Enter позволяет контролировать работу в любой момент.
    7. Готовый фильм сохраняется по команде File > Export Movie (Файл > Экспорт фильма), что позволяет создать файл с расширением SWF, предназначенный для воспроизведения с помощью Flash-проигрывателя, но не подлежащий дальнейшему редактированию.

Упражнение 4.5. Присоединение звукового файла к анимации

  1. При открытом файле фильма Macromedia Flash вставим новый слой командой Insert > Layer (Вставка > Слой).
  2. По команде File > Import (Файл > Импорт) открываем окно задания местонахождения файла и выбираем нужный звуковой файл. При необходимости импортировать несколько файлов последовательно повторяем эти действия. Все импортированные файлы будут помещены в библиотеку.
  3. Для назначения слою звукового файла следует открыть панель Sound (Звук), где в одноименном раскрывающемся списке выбираем один из импортированных файлов. Список будет доступен, если в слое выделены все кадры, с которыми он должен воспроизводиться.
  4. С помощью кнопки Edit (Правка) вызовите окно правки звука Edit Envelope (Правка звука), где задайте эффект или уровни громкости, проверяя характер звучания с помощью кнопки.воспроизведения (рис. 4.19), и щелчком по кнопке ОК закройте окно.

Упражнение 4.6. Присоединение нескольких звуковых файлов

  1. Вставляем новый слой по команде Insert > Layer (Вставка > Слой), выделяем кадр, с которого должен начаться звук, и выполняем команду Insert > Keyframe (Вставка > Ключевой кадр). При выделенном ключевом кадре вызываем окно его свойств командой Modify > Frame (Изменить > Кадр).
  2. На панели Sound (Звук) в одноименном раскрывающемся списке выбираем один из импортированных файлов. Редактируем звук с помощью инструментов Macromedia Flash и назначаем эффекты, проверяя характер звучания с помощью кнопки воспроизведения. Щелчком по кнопке О К закрываем окно.
  3. Результат одновременного воспроизведения звука проверяем по команде Control > Test Movie (Управление > Проверить фильм).
  4. Если какой-либо из звуков должен иметь собственные параметры экспорта, то по команде Window > Library (Окно > Библиотека) вызываем библиотеку, в которой перечислены импортированные звуки, и, выделив нужный звук щелчком правой кнопки, выбираем команду Properties (Свойства). В окне свойств звука задаем требуемые параметры компрессии.
  5. При экспорте фильма имеется возможность создать отдельный звуковой файл в формате WAV, объединяющий все звуки фильма. Для этого по команде File > Export Movie (Файл > Экспорт фильма) открываем окно задания имени и типа файла и в раскрывающемся списке File Type (Тип файла) выбираем WAV.

Реклама: